5 сюрпризов китайского автопрома, о которых стоит знать.

5 сюрпризов китайского автопрома, о которых стоит знать.

Автомобильная промышленность Китая развивается семимильными шагами! Вот только ключевые факты из истории китайского автопрома известны совсем немногим… Авто Mail.ru решил устранить этот пробел

Факт №1. Первым китайским автомобилем был советский грузовик

Историю китайского автопрома принято официально отсчитывать от 15 июня 1953 года — именно тогда завод FAW (First Automobile Works, «Первый автомобильный завод») начал выпуск грузовиков, представлявших собой упрощенные ЗИС150. В 1958-м была создана следующая автомобильная компания — Nanjing Automobile Works: в Нанкине освоили сборку советских ГАЗ-51 под громким названием Yuejin («Юэцзинь»), что означает «Скачок вперёд».

Первые автомобили китайского производства были копиями заграничных, но сейчас автопром Поднебесной вполне самобытен

Что касается легковушек, то здесь также не обошлось без влияния СССР. Так, модель Dongfanghong BJ760 (Дунфанхун, «Красный Восток») оказалась перелицованной копией нашей «Волги» ГАЗ-21. Хотя пионер бренда Dongfeng (Дунфэн, «Восточный ветер») создавался по образцу французской Simca, а для первой модели марки Fenghuang (Фэнхуан, «Феникс») за основу взяли вообще мерседесовский «Понтон»!

Впрочем, первенцем легкового автомобилестроения принято считать и не «Красный Восток», и не «Восточный ветер», а модель под названием «Цзинганшань» (Chingganshan или Jingganshan). Эта машина базировалась на узлах немецкого «Жука», но отличалась относительно просторным четырёхдверным кузовом типа седан. Правда, выпустили заднемоторных машин совсем немного — около 150 штук. Все они служили таксомоторами.

Любопытный факт. Реальных машин времён становления местного автопрома сегодня почти не сохранилось! (Что понятно, учитывая скромные тиражи тех лет — копий наших ГАЗ-21 сделали всего 238 экземпляров). Но автомобильным музеям хочется показать «китайский автомобиль №1». Поэтому некоторые покупают старые «Волги», на которые вешают новодельные шильдики. А посетители даже не догадываются, что им показывают вовсе не Dongfanghong...

Факт №2. Частникам разрешили покупать авто только 19 лет назад

Политика экономических реформ, начатая Дэном Сяопином, признала развитие автомобильной промышленности перспективным направлением. Однако местное производство продолжало развиваться крайне медленно, поэтому растущий спрос поначалу удовлетворяли исключительно иномарки. Так, к середине восьмидесятых для соседней Японии китайский рынок стал вторым по объёму отгрузок после американского.

В нынешних китайских ПДД прописано: если по дороге едет очень старое авто, его нужно конфисковать, а затем принудительно отправить на металлолом

Между тем, чтобы ввезти иномарку на территорию Поднебесной, нужно было заплатить 260-процентную пошлину! Позже власти дополнительно ввели защитный акциз. А в сентябре 1985 года вообще был установлен двухлетний мораторий практически на весь импорт автомобилей. Из-за этого иностранцам пришлось строить по всему Китаю свои заводы на условиях совместных предприятий (СП)...

Надо заметить, что первые СП не помогли стране заполучить технологические секреты: иномарки китайской сборки делали из машинокомплектов, жёстко контролируя ввозимое оборудование. Зато вопрос острейшего дефицита автомобилей начал постепенно решаться. Так, в 1985 году было произведено 5 200 и ввезено 106 000 легковых автомобилей, а по итогам 1992 года годовой объём производства превысил один миллион машин.

В середине 1980-х крупнейшие таксомоторные компании, не сговариваясь, закупили престижные японские модели, что грозило серьезным нарушением торгового баланса

Кстати, в середине 1980-х мировые СМИ растиражировали новость, будто китайский крестьянин стал первым частным владельцем легкового автомобиля! На самом деле, официально частное владение автомобилем было разрешено властями КНР намного позже — в 2000 году. До этого легковые и грузовые автомобили могли приобретать только «данвеи», рабочие артели, затем передавая их своим членам.

Факт №3. Все заводы иностранных марок наполовину принадлежат КНР

В 1994 году правительство Китайской Народной Республики объявило начало «второй волны» промышленной сборки. Однако для иностранных компаний установили жесткое ограничение: чтобы открыть автозавод на территории страны, заграничным концернам предстояло создать совместное предприятие, как минимум на 50% принадлежащее китайской стороне. И иностранцы, видя огромный потенциал страны, согласились.

Статистика мирового автопрома безжалостна: в Китае сейчас делается каждый третий автомобиль, притом большая их часть остаётся внутри страны

Реформу автопрома затеяли, чтобы привлечь современные технологии, а попутно защитить национальную промышленность от поглощения западными гигантами. При этом китайские партнёры, получая прибыль от производства и продажи иномарок, параллельно создавали и развивали собственные бренды. Не менее важно, что массовый приход иностранных компаний позволил привлечь поставщиков современных автокомпонентов.

Последнее — особенно важно. Качественные комплектующие смогли получать не только совместные предприятия, но и местные производители, не имеющие за спиной поддержки крупных концернов. В итоге, китайские марки не стали статистами, а смогли добиться реальных результатов (скажем, на местном рынке марка Geely по объёму продаж занимает третье место, пропустив вперёд только монстров Volkswagen и General Motors).

В 2018 году руководство Китая начало поэтапно снимать ограничения на собственность — вскоре иностранные компании получат полную свободу действий. В прошлом году «правило 50%» было отменено для производителей электромобилей и гибридов, а затем будут сняты ограничения на производство коммерческой техники. В 2022-м преграда падёт для производителей обычных легковых автомобилей.

Факт №4. Китайский рынок — это треть всех мировых продаж

В 2009 году Китай стал автомобильной державой номер один: Япония осталась позади по объёмам производства, а США — по уровню продаж. (Вскоре превосходство над американским рынком станет почти двукратным...) В 2010-м на дороги страны выехало новых машин больше, чем разъехалось по всем странам Евросоюза. Сейчас на Поднебесную приходится почти 30% мировых продаж — в прошлом году местный рынок поглотил 28 081 000 новых автомобилей!

Правительство КНР всеми силами поддерживает электрификацию и гибридизацию, поэтому именно Китай — флагман по внедрению зелёных технологий

Примерно половину тиража обеспечивают иномарки локальной сборки, а на китайские бренды приходится 42%. Среди местных марок самым успешным автопроизводителем стала частная Geely: в прошлом году её дилеры нашли владельцев для 1 380 000 машин. При этом тираж ближайших конкурентов примерно на 500 000 авто меньше, а продажи падают... У «Джили», напротив, спрос разом вырос на 12%.

Отдельного упоминания заслуживает сегмент New Energy Vehicles, куда входят электро- и водородомобили, а также гибриды. В 2018 году продажи «зелёного транспорта» впервые превысили один миллион экземпляров, достигнув отметки 1 256 000 штук. Надо ли говорить, что ни одна другая страна не потребляет столько «автомобилей новой энергии»? Одних только электромобилей китайцы купили 985 тысяч...

Кроссовер FY11 — первый автомобиль Geely, построенный на модульной платформе CMA (Compact Modular Architecture), которая была разработана компанией Volvo

Не менее интересный факт — Китай долгое время оставался «страной седанов». Но относительно недавно начался взрывной рост популярности кроссоверов. По последним данным, 10 из 28 миллионов проданных машин — всевозможные «паркетники». И это только начало! Созданием новых моделей класса SUV сейчас заняты все без исключения бренды, присутствующие на рынке Поднебесной.

Факт №5. Самый успешный автопроизводитель Китая — марка Geely

По легенде, в 1986 23-летний Ли Шуфу взял семейные накопления, чтобы открыть свой первый бизнес по производству холодильников. Дело оказалось прибыльным, и в 1992-м молодой бизнесмен решил освоить новую сферу — производство мотоциклов под маркой Geely. И снова успех! В августе 1998 года Geely начала выпуск автомобилей — первенцем стал хэтчбек под названием HQ (или Haoqing).

Маленький хэтчбек HQ (или Haoqing) – первенец марки Geely, который, пережив рестайлинг, выпускался до 2007 года включительно

В 2009-м Шуфу приобрел австралийского производителя автоматических трансмиссий DSI. А через несколько месяцев случилось событие, всколыхнувшее мировой автопром, — Zhejiang Geely Holding Group полностью выкупила шведскую компанию Volvo! Прежнему владельцу, концерну Ford Motor Company, китайский бизнесмен заплатил рекордные два миллиарда долларов.

После этого Geely не перестала удивлять размахом финансовых операций: в прошлом году компания приобрела пакет акций концерна Daimler! Кроме того, китайскому бизнесмену принадлежат 49,9% малазийской автомобилестроительной компании Proton, а в коллекцию автомобильных марок, помимо вышеупомянутых Geely и Volvo, также входит знаменитая британская Lotus.

Lynk & Co 03 — самая свежая новинка креативного бренда, под которым также продаются среднеразмерный кроссовер 01 и компактный паркетник 02

А ещё Geely Auto и Volvo Cars создали совместное предприятие под названием Lynk&Co. Задача нового бренда — заново изобрести модель владения транспортом для современной мобильности и образа жизни. Целевой аудиторией создатели Lynk&Co видят городскую молодежь поколения миллениалов, поэтому для создания автомобиля и бизнес-модели привлекались цифровые гиганты Microsoft, Ericsson и Alibaba.

5 интересных фактов из истории и современности Geely

1. Будучи подростком, Ли Шуфу помогал своему дяде развозить товары, чтобы заработать немного карманных денег. В 1982 году 19-летний Ли купил фотоаппарат за 120 юаней, за полгода заработал фотоделом 1 000 юаней, после чего открыл полноценную фотостудию. В 23 Шуфу снова меняет сферу деятельности. Теперь амбициозный юноша создаёт завод по производству холодильного электрооборудования: в 1988 году новое предприятие приносит 48 миллионов юаней прибыли.

2. В 1994-м Шуфу первым среди китайских предпринимателей начинает выпуск скутеров — не обычных утилитарных мопедов, а именно стильных скутеров. Эта ниша оказывается настоящей «золотой жилой» — по итогам 1996 года Geely продаст более 300 тысяч единиц продукции. Следующим логичным шагом становится выпуск автомобилей. Так, Geely получит статус первого частного автопроизводителя Поднебесной.

3. Geely Auto сегодня — это 15 автозаводов полного цикла, 9 заводов силовых агрегатов (где делают двигатели и/или трансмиссии), а также одна сборочная площадка за пределами Китая — белорусское предприятие «БелДжи» недалеко от города Жодино. Кроме того, у Geely есть пять дизайн-студий (в Шанхае, Нинбо, Гетеборге, Барселоне и Калифорнии), а также несколько инженерных центров (в Ханчжоу, Нинбо, Франкфурте, Готенбурге и Ковенте)

Кроссовер Lynk & Co 01 вступил на территорию признанных авторитетов сегмента, однако относительно высокая цена не отпугнула покупателей

4. Теперь Volvo и Geely сотрудничают очень тесно — и в разработке технологий, и в определении стандартов, и в координации поставщиков. По итогам прошлого года, Geely стала самой эффективной китайской маркой на местном рынке (доля выросла до 6,2% против 5,2%, а прибыль увеличилась на 18% — до 1,88 миллиарда долларов). При этом покупатели не гонятся за дешевизной, а всё чаще выбирают дорогие комплектации!

5. Geely настойчиво именует себя «инновационной и технологичной компанией». И это действительно так! Вскоре 90% продаж будут составлять транспортные средства, работающие на трёх основных технологиях: электромобили (EV), подзаряжаемые гибриды (PHEV) и электрические гибриды (HEV). Чтобы сосредоточиться на разработке электрических технологий, топливных элементов и альтернативного топлива, компания привлекла более двух тысяч инженеров.