Водители «серпа и молота»: дальнобойщики в СССР

Водители «серпа и молота»: дальнобойщики в СССР

Признайтесь: каким вы представляете себе современного дальнобойщика? Наверно, такой рубаха-парень в свободной спортивной одежде. Но всего 30-40 лет назад на дорогах нашей страны можно было встретить нарядных водителей в рубашке при галстуке, на не менее нарядных тягачах, бегло говорящих или хотя бы понимающих несколько иностранных языков. Это были советские дальнобойщики, водительская элита СССР, колесившие под знаком перевозчика-монополиста «Совтрансавто» (на латинице Sovtransavto) по всей территории Европы, Ближнего Востока и Азии.

Дальнобойщики СССР: мифы и реальность

Тем, кто не родился и жил во время СССР, довольно трудно понять, что легально выехать за границу было немногим легче, чем попасть в космос. Поэтому про шоферов из «Совтрансавто», свободно перевозивших грузы по огромным территориям от Атлантического до Тихого океана, ходили настоящие легенды. Люди искренне верили, что получить статус международника могли советские дальнобойщики, которые знали минимум один иностранный язык, прошли спецпроверку в КГБ, имели партийный билет и прочные связи с верхушкой «Совтрансавто». Никто не исключал и банальные взятки.

Конечно, большинство из этих доводов просто преувеличены, но все же дальнобойщики СССР на международных рейсах имели очень серьёзную подготовку. Водители «Совтрансавто» должны были:

  • иметь внушительный водительский стаж (обычно не менее 10 лет) и статус водителя первого класса;
  • предоставить положительные рекомендации с предыдущего места работы;
  • заполнить анкету и пройти обычную проверку в органах госбезопасности;
  • иметь статус кандидата или даже члена КПСС (конечно, официально это требование не озвучивалось, но неофициально такое указание было);


Однако и этого было недостаточно, чтобы сразу получить статус международника в «Совтрансавто». Сначала советские дальнобойщики несколько лет работали на внутренних рейсах по СССР. Одновременно водители посещали курсы иностранных языков, изучали транспортное законодательство других стран и дисциплины, которые могли пригодиться в длительных рейсах. Затем дальнобойщики СССР допускались к экзаменам. 

И даже когда заветная корочка была в кармане, сначала нужно было несколько лет рулить по условно-советским странам: Чехословакии, ГДР, Польше и т.д. За это время специалист получал статус кадрового международника и ему открывался доступ в дальнее зарубежье.

«Совтрансавто»: кузница советских дальнобойщиков

В структуру «Совтрансавто» входило более 15 предприятий, на балансе которых числилось свыше 3500 автопоездов и туристических автобусов. В компании работали 15 000 человек, из них 7000 – именно советские дальнобойщики-международники высокого класса.

Кроме грузоперевозок, «Совтрансавто» являлось крупнейшим в СССР туристическим оператором с огромным парком пассажирских автобусов (знаменитые «ЛАЗ-699» на внутренних рейсах, венгерские «Икарус-255» на международных маршрутах и др.).

В начале 90-х годов начался упадок «Совтрансавто», как и всего СССР. Распад страны, переход экономики на рыночные рельсы серьёзно пошатнули позиции монополиста на рынке перевозок. Сегодня масштабы деятельности компании намного меньше советских, и главная проблема – в резком снижении уровня подготовки водителей-международников и аварийности подвижных составов.

«Совтрансавто» была по-настоящему мощной школой, которая превращала обычного дальнобойщика СССР из региональной автобазы в прожжённого водителя, колесившего по всей Европе.